- Что такое покаяние
- В чём смысл исповеди
- Подготовка к исповеди и причастию
- Раскаяние
- Самоосуждение и самоиспытание
- Как совершается таинство покаяния
- Исповедь и причастие
- Подготовка накануне исповеди и причастия
- Порядок исповеди в церкви
- Правила в отношениях между христианином и духовником
- Евхаристия — Причастие
- Напутствие к духовности
Пришла пора разобраться, что означает покаяние и исповедь для христианина.
Некоторые люди считают, что христиане «хорошо устроились». Что бы человек ни натворил, он может прийти к священнику, раскаяться и снова жить как все. Другие думают, что есть столько грехов и запретов, что в них можно запутаться и лучше быть подальше.
Что такое покаяние
Отцы церкви считают исповедание грехов «вторым крещением», или, лучше сказать, обновлением крещения. Благодаря исповеди человек отмывается от греха, исцеляет свою душу от греховных ран. Это позволяет восстать от падения и продолжить путь к совершенству. Но очень немногие знают о сути покаяния, о том, в чём нужно каяться.
Исповедь – не юридическая процедура, освобождающая от вины. И это не перечисление провинностей. Само слово «покаяние» означает перемену сущности человека, изменение образа мышления, духовное возрождение, смену образа жизни. А самое главное – отрицание греха чувствами и сердцем, душой.
Покаяние возможно только после осознания того, что путь греха, которым мы шли, ведёт к погибели. Надо понять, что забрели в зловонное болото вдали от дома, спросить себя: «Куда мы пришли? У Отца Небесного прекрасные палаты, а мы сидим в трясине.» Чтобы покаяние было истинным, надо совершать его на деле, а не просто перечислять грехи.
«Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты всё равно не будешь прощён, если не покаешься на деле.»
Священномученик Косма Этолийский
Это означает, что требуется не только осознать и признать свои грехи – надо изменить стиль жизни и удалиться от греха. Многие каются перед священником со слезами и обещают никогда не возвращаться ко греху. Но ведь исповедь не должна ограничиться эмоциями. Человеку нужно много времени и труда, чтобы борьба с грехом была эффективной.

Святитель Тихон Задонский (Неизвестный художник, Общественное достояние, via Wikimedia Commons)
«Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным, при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь.»
Поэтому покаяние в душе человека происходит исподволь, тайно. Это похоже на то, как прорастают семена, брошенные на землю. Спустя недели появляются ростки и нам неведомо, как земля производит всё сама собой, и это есть Божья Благодать. Без неё невозможно и покаяние.
Пребывая во тьме греха, человек не может понять, как прекрасна жизнь вместе с Православной Церковью. И только после того, как Божья благодать поселится в его сердце, он сможет увидеть всю мерзость своих грехов и духовную несостоятельность. Божья благодать открывает нам опустошение нашей души, обнажая грехи и страсти.
В чём смысл исповеди
Покаяние – неприятие греха и чувство раскаяния – это вступление. А сама исповедь – исповедание грехов духовнику – является самим таинством. Есть много заблуждений по поводу исповеди и покаяния. Многие считают исповедь подобием беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Такая исповедь не имеет ничего общего с церковным таинством.
Что толкает нас исповедаться?
- желание облегчить чувство вины:
- страх Божьего гнева;
- иные люди совсем не подготовлены и просто хотят причаститься.
Всё это никак не вяжется с истинным покаянием и исповеданием грехов.
«Некоторые, стыдясь духовника, ищут способа не сказать на исповеди всего подробно, говоря в общих словах или так, что духовник не может ясно понять, что сделано, или даже совсем утаивая, думая успокоить свою совесть различными рассуждениями с собой о своей душе. Так враг нашего спасения умеет в извращённом виде не допустить человека до спасительной и необходимой исповеди грехов… Но, если совесть у человека не потеряна, она не даёт ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано всё подробно. Не следует только говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их.»
Преподобный Никон Оптинский
Другими словами, таинство исповеди является очищением души от греховного яда. Это можно сравнить с тем, как очищают желудок при отравлении. Если человек не прогонит из души яд греха, он обречён на мучения. Только в отличие от лечения тела, когда врач ставит диагноз, для своей души мы должны диагноз поставить и признать сами, показав священнику свои духовные раны и боль, ничего не скрывая и не утаивая.
Если этого не происходит, то наши раны и язвы и после посещения церкви будут увеличиваться, что ведёт к духовной смерти. Наша исповедь нужна не Богу, а нам. А Он терпеливо ждёт от нас обращения.
В Западной христианской церкви (католической) на исповеди духовник и кающийся отделены друг от друга ширмой, чего никогда не бывает в православной церкви. Здесь исповедь происходит при непосредственном общении кающегося с духовным лицом. Причём, надо, чтобы это был один и тот же духовник. По аналогии с лечением телесным, посещая разных врачей, вы рискуете сделать лечение неполноценным. Только тот священник, который знает историю вашей духовной болезни, степень вашего раскаяния, может вам помочь.

Преподобный Никон Оптинский
Неизвестный автор, Общественное достояние, via Wikimedia Commons
Священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Был последним духовником Оптиной пустыни, ему суждено было пережить закрытие и разорение обители.
Родился: 26 сентября 1888 г., Москва
Умер: 8 июля 1931 г. (42 года), Архангельская область
Некоторые люди даже имея своего духовника, после совершения тяжкого греха, пытаются попасть на исповедь к другому батюшке. Это можно считать насмешкой над церковным таинством. Этим вы показываете, насколько далеко ваши мысли от истинного покаяния. Следует из этого, что исповедоваться надо у одного духовника.
Подготовка к исповеди и причастию
Большинство христиан находятся в неведении православной веры и проявляют в исповеди и покаянии легкомыслие и даже полное невежество. Они приступают к исповеди неподготовленными и ждут, чтобы священник расспрашивал их об их же грехах, как будто церковь – следственный орган.
Встречается и другая крайность: человек идёт на исповедь сообщить, что чист от греха, и рассказать о своих добрых делах. Это говорит о том, что он и не думал о своих грехах, не потрудился подготовиться к исповеди. Такие люди далеки от самоанализа и процесса самопознания, которое необходимо для христианина.
В душе многих есть страх увидеть себя таким, кто они есть на самом деле. Мы инстинктивно стараемся спрятаться не столько от Бога, сколько от окружающих нас людей и от самих себя. Нам кажется, если мы сознаемся в грехе, Бог нас покарает, а общество отвергнет. Поэтому надеваем на себя одежды «благочестивого» христианина, а это — худшее из всего, что нами сделано.
Если внимательно читать Евангелие, можно узнать, что Иисус Христос осуждал не грешников, а сам грех. А с грешниками он беседовал с сочувствием, причём это происходило не только тогда, когда грешники каялись в грехах. Спаситель осуждал только лицемеров, надевающих личину праведников.
Господь не требует от нас, чтобы мы были безгрешными, так как Он знает о человеческой немощи и несовершенстве. Единственное, чего Он от нас хочет – это осознания нашей греховности и стремления встать на путь покаяния.
Неверно также нервозное желание некоторых христиан обрести совершенство. Это можно назвать «страстью к совершенствованию», что на деле не может быть истинным совершенством. Страсть к совершенству позволяет человеку только терпеть свои недостатки. Конечно, к совершенству нужно стремиться, но если нас мучают мысли о том, что мы несовершенны, то это проявление гордыни. Такое часто случается среди «благочестивых».

Фото Арсени-Виктор-покаяние-инока. -Русинский-Мир.
Покаяние. Kартина Арсени Виктор
Таким образом, покаяние исходит из познания самого себя и не надо страшиться анализировать состояние своей души. При этом надо твёрдо помнить, что грешник осуждается не ха грех, а за то, что не каялся. Поэтому чем больше вы считает себя «хорошим», тем дальше вы от Бога. А прийти на исповедь и заявить священнику о том, что вы не делали ничего плохого, равнозначно признанию себя безгрешным, что является богохульством. Страх признания греховности чужд духу Православной Церкви.
Если почитать описание жизни святых, то они просят Бога принять их молитвы, как стенания грешных. Они не перечисляют своих достоинств, не оправдываются, а показывают свои духовные раны и просят о милости.
«В жизни нет ни греха, ни деяния, ни зла, в котором я не погрешил бы, Спаситель, умом, словом или намерением; я, как никто другой, погрешивший и намерением, и мыслью, и делом.»
Святитель Андрей Критский в Великом каноне
«Смертные грехи только те, которые сознаёте и не каетесь.»
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
Если чувствуете, что укоры совести стали слабее, есть смысл разобраться в себе. Возможно, причина не в «чистоте», а в притуплении, чёрствости совести, отягчённой грехами.
Приступая к исповеди, мы обнаруживаем, что не знаем, с чего начать и о чём говорить. Но если человек попробует быть с собой откровенным, то увидит такую бездну прегрешений, что ужаснётся. Люди скрывают свою нечистоту, но Спасителю не важно, как человек себя ведёт. Ему важно, что чувствует его сердце. А в сердце совершается грех, именно оттуда все злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, хулы и лжесвидетельства.
Раскаяние
Размышляя о грехах, мы можем попасть в ловушку дьявола и ощущать подавленность и отчаяние. Это не имеет ничего общего с покаянием и приводит к отдалению от Бога. Когда испытываем страх быть наказанными, мы думаем, что Всевышний немилосердный Судья. Некоторые испытывают при этом греховное самомнение: как же я мог совершить такой грех, ведь я такой честный и порядочный!
Грешник, не верящий в милосердие Бога, становится замкнутым в себе и ожидает наказания. Но в евангельской притче о блудном сыне говорится, что он раскаялся в грехе, а не отчаивался. Он каялся в том, что огорчил отца, но знал, что отец любит его, и поэтому решил вернуться.
Самоосуждение и самоиспытание
Люди, неподготовленные к исповеди, ничего не могут сказать священнику. Но это говорит о нашей бесчувственности. Грех, который тяготит нашу совесть, не может забыться. Поэтому перед тем, как пойти на исповедь, нужно побыть наедине с собой и помолиться Господу, чтобы дал вам покаяние, помог честно открыть глубины души.
Подготовиться к исповеди помогут церковные тексты:
- 1. Нагорная проповедь Спасителя
- 2. Десять заповедей Божьих
- 3. Молитвы ко Святому Причащению
Десять заповедей Божьих, также известные как Десять Заповедей, представляют собой набор этических и религиозных наставлений, которые, согласно Библии, были даны Моисею Богом на горе Синай. Эти заповеди являются основой морали и этики в христианстве, иудаизме и исламе. Они включают в себя запрет на убийство, кражу, ложесвидетельство, прелюбодеяние, почитание других богов и т. д. Десять заповедей можно найти в Библии, в книге Исход 20:2-17 и Второзаконие 5:6-21.
Эти тексты, как зеркало. Отражают несоответствие нашего внутреннего состояния учению Христа.
Признаюсь, когда я впервые читала «Заповеди Христа, изложенные для детей» Л.Н. Толстого, то мой разум сопротивлялся, и я была не согласна и со смыслом притч, и с постулатами Учения. Прошло несколько лет, прежде чем я стала понимать все смыслы и их правильность.
Однажды я открыла для себя такое свойство человека, как стремление к совершенствованию. Я знала о том, что каждый проходит «курс» самовоспитания, но себя считала особенной в этом смысле. А потом увидела в людях, какие глубокие осознания они имеют, и поразилась. Мне стало вдруг понятно, почему нельзя осуждать других.
Каждый человек проходит ступени познания по-своему, и ты не знаешь, на какой ступени он находится. Как можно судить о том, какой человек? Это невозможно знать. Я сама себя не всегда понимаю, где ж мне понять другого. Если судишь – значит, считаешь себя совершенным существом, как Бог. А это и есть гордыня – тяжкий грех.
Некоторые считают, что у них столько прегрешений, что не может быть и надежды на прощение. Преподобный Никодим в «исповедном уставе» описал такие грехи, которые совершить практически невозможно. Так он помог в подготовке к исповеди, давая грешнику силы и надежду. Поэтому не стоит считать, что только вы один являетесь «чудовищем».
В итоге все грехи можно свести к одному универсальному греху – отсутствии любви к Богу, истинной в Него веры и надежды на Его милость.
Исповедь можно разделить на 3 части:
- ваше отношение к Богу;
- взаимоотношения с ближними;
- отношения на службе и в семье.
Как совершается таинство покаяния
Самое лучшее время для подготовки к исповеди – Великий пост. Тогда исповедуются даже те, кто редко посещает Церковь, так как Святая Четыредесятница специально предназначена для примирения с Богом и своей совестью. В эти дни надо проанализировать свои поступки, задуматься, осознать грехи, а затем приступать к таинству исповеди.
Многие говорят, что несмотря на исповедание грехов, они не получают облегчения. Законы духовной жизни предполагают движение человека по этому пути вперёд или назад. Если мы не стали ближе к Богу после исповеди, значит, мы от него отдалились. Именно для этого нужно покаяние, чтобы снова вернуться на правильный путь.
Слово «покаяние» в переводе с греческого звучит «метанойя», что буквально означает «перемену ума». Поэтому покаяние – это не обычное раскаяние. Иуда, предавший Господа, раскаялся, но покаяния не принёс. Он сожалел о содеянном, но не попросил прощения и не пытался исправить зло чем-то добрым. Поэтому у него не получилось изменить что-то в своей жизни, загладить страшный грех.
Покаяние – это дар свыше, потому то после крещения мы забываем об освящении и отклоняемся к дурным делам. Покаянием и исповедью мы возвращаемся к незапятнанному состоянию и получаем Божью благодать.
Многие приняли крещение во младенчестве или в юности. Спустя время мы забываем об этом и нарушаем Завет. В отличие от нас, Господь нам верен. Поэтому покаяние — это нечто более цельное и серьёзное, чем рассмотрение своих недостатков. Истинное покаяние – это обращение ума к Богу.
Приступая к исповеди, недостаточно просто перечислить свои грехи. Список вседневных грехов приведён в Православном Молитвослове в разделе «Молитвы на сон грядущий». Каждый раз, читая их, мы осознаём, что во всех упомянутых там грехах мы виноваты. Но исповедь не заканчивается перечислением грехов. Во время таинства надо как бы встать с Богом лицом к лицу, поставить себя перед Божьей правдой.
Готовясь к исповеди, полезно прочесть Нагорную проповедь, чтобы понять, как мы далеки от идеала, и даже не идеала, а жизненной нормы. Христовы слова – норма жизни для христианина.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.»
Разве может кто-то похвалиться, что достиг духовной нищеты – богоподобного смирения.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.»
Но разве мы плачем о своих грехах?
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю!»
Но разве есть в нас истинная кротость?
«Вы – свет мира.»
А можно ли нас так назвать, или этот свет помрачился так, что окружающие от нас отворачиваются.
«Вы – соль земли.»
Или вы – «медь звенящая и кимвал звучащий». А как мы относимся к ближним?
«Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с ними.»
Но разве не ждём мы от окружающих больше, чем сами даём?
После этого надо вспомнить и продумать молитву «Отче наш». Действительно ли в нас святится Божье имя? Готовы ли слушаться Божьей воли, или собственная нам дороже? Прощаем ли должникам долги?
Вот так надо готовиться к исповеди, всякий раз ставя себя перед лицом Божьей правды. Чтобы знать, что сказать на исповеди, важно следить за собой от одного таинства до другого.
Утром – помолиться, чтобы день прошёл достойно.
В течение дня надо несколько раз представить себя перед Божьим судом, сверяя свою жизнь с Евангелием.
Вечером – припомнить, что вы за день совершили достойного Бога, а что — нет. За всё хорошее надо поблагодарить Господа, сознавая, что без Него ни одно доброе дело невозможно. Если удалось в этот день совершить хороший поступок, то в этом заслуга не ваша, так как «от Господа стопы человека исправляются». За плохие поступки надо себя укорить и принести покаяние.
Вседневную исповедь нужно приносить Богу каждый день. Это и есть «повседневное исповедание грехов», которое завершает вечерние молитвы. Можно делать это своими словами. Встав перед Господом, произнесите ответственно и серьёзно:
«Господи, я сумел сегодня сделать вот такие добрые дела, а вот этого я не делал. За доброе благодарю тебя, а за дурное прошу прощения и каюсь». Если вы будете ежедневно каяться, у вас никогда не возникнет вопрос, что надо сказать на исповеди.
«На вопрос твой: исповедовать ли паки тот грех, который прежде уже исповедовала? – отвечаю: если оный делала, то о том уже не нужно говорить духовнику, но чувствовать свою греховность надобно; память своих грехопадений приводит нас к смирению».
Преподобный Макарий Оптинский
Если человек на исповеди говорит, что он грешен, как и все, но особых грехов за ним не числится, значит духовно он слеп. Таким людям можно почитать молитву преподобного Ефрема Сирина: «…Господи, даруй мне зрети мои прегрешения…» Ведь в духовной жизни нет мелочей, и любой грех отдаляет человека от Бога.
Есть люди, которые сознаются в одном великом грехе. Им проще навести порядок в своей душе, чем тем, кто грешен множеством мелких прегрешений. Мелкие повседневные грехи мы иногда и грехами-то не считаем, а так, отдельными недостатками.
В исповеди надо вглядываться в глубины своей души и каяться. Возможно, вы лучше многих, но на исповеди речь не об этом. Сюда человек должен идти с желанием избавиться от грехов. Конечно, сразу от всех прегрешений не избавиться, иногда нужны годы, чтобы побороть одну греховную наклонность.
По словам Серафима Саровского, разница между великим грешником и великим святым заключается в решимости. Святой – тот же грешник, решивший исправить свою жизнь. Значит, в человеческой жизни не бывает ни абсолютной греховности, ни абсолютной святости. Есть только степень удаления от Бога или приближения к Нему.
В этом смысле все люди находятся на пути к Богу, и конца этого пути не видно.
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.»
(Мф.5:48)
Исповедь и причастие
Эти два разных таинства не связаны между собой литургически, точно так же, как таинства крещения и миропомазания. В отличие от католической церкви, в православной миропомазание совершается вместе с крещением, не отделяя одно от другого. Поэтому на практике они слились воедино.
В отличие от этого, исповедь и евхаристия – два разных таинства, поэтому нельзя говорить о зависимости причастия от исповеди. С другой стороны, в Русской Церкви исповедь проводят перед причастием, хотя в Греческой Церкви такой практики никогда не было.
Это очень важно, ведь перед принятием Святых Христовых Тайн надо очиститься и примириться с Богом и ближними.
«Прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой к жертвеннику.»
(Мф.5:24)
Исповедь – это момент примирения, а причастие – момент принесения к жертвеннику своего дара. Исповедоваться надо не менее 1 раза в месяц. Когда человек чувствует потребность в исповеди, можно делать это в любое время у священника.
Произнося перед священником слова о своих грехах, вы исповедуетесь перед Богом, а священник только присутствует при этом, как свидетель. Он хранит тайну исповеди. Опытный священник может помочь разобраться в причинах грехов, указать средства в их преодолении. Но священник – такой же человек, как все, он тоже может заблуждаться.
Подготовка накануне исповеди и причастия
- Соблюдать пост;
- Побывать в храме на всенощной;
- Дома прочесть «Молитвы к святому Причащению»;
- Проверить совесть при свете Заповедей.
Исповедь происходит обычно до начала Литургии, когда читают Часы или служится Утреня. Если много людей, исповедь может быть общей. Священник перечисляет грехи, а молящиеся мысленно каются перед Богом. После этого всем даётся разрешительная молитва. Если у вас на душе есть грех, который не назван священником, надо подойти после всех и сказать о нём.
«Не думайте, что духовник чувствует отвращение от исповедания грехов. Если есть искреннее сокрушение, то духовник чувствует особую милость и любовь к кающемуся».
Игумен Никон (Ворбьёв)
Обязательно исповедовать священнику грехи смертные: убийство, аборты, нарушения целомудрия, блуд — сожительство вне брака, прелюбодеяние – измены мужу или жене, всякие половые извращения, связи с тёмной силой (спиритизм, колдовство). Ограничиваться только общими исповедями нельзя.
Порядок исповеди в церкви
- 1. Молитва священника и проповедь, если исповедь общая.
- 2. Исповедание грехов перед Крестом и Евангелием.
- 3. Слово священника, обращённое к каждому лично в связи с его исповедью, а также если духовник сочтёт нужным — епитимия (духовное наказание, лекарство).
- 4. Разрешительная молитва, которую священник произносит, накрывая голову кающегося епитрахилью (длинная лента на шее у священника, два конца которой спускаются на грудь).
- 5. Прикладывание ко Кресту и Евангелию.
Священник примиряет человека с Богом не своей властью, а Христовой.
Духовником называют священника, к которому ходят на исповедь постоянно. Отношения с духовником должны строиться на искренности, понимании и доверии.
Правила в отношениях между христианином и духовником
- Христианин не предпринимает никакого важного шага, не получив благословение духовника и не посоветовавшись с ним.
- Исполняет указания духовника относительно молитвенного правила, причащения, постов и дел служения людям.
- Должен привести свою жизнь в согласие с нравственными нормами и требованиями Церкви по указанию духовника.
- В случае расхождения с духовником и намерения перейти к другому, надо поставить его в известность и объяснить причину.
Иногда люди думают, что в отношении к духовнику надо быть в послушании. Но это не так. Послушание прилагается к монашескому образу жизни. Монах даёт обет послушания и исполняет любое требование духовника. Приходский священник не предлагает мирянину такого подвига, на себя не берёт права давать непререкаемые указания. Он лишь напоминает церковные заповеди, помогает во внутренней работе человека.
Евхаристия — Причастие
Кроме ежемесячного причастия, надо причащаться Великим четвергом и в день своего Ангела. Причащаются только те, кто исповедовался в этот день или накануне.
Перед причастием с 12 ночи нельзя есть и курить.
Подходя к Св. Чаше, руки складывают крестообразно на груди и называют своё полное имя (креститься в этот момент нельзя, чтобы не задеть Чашу).
Причастившись, целуют нижний край Потира (Чаши) и отходят к столику, где запивают «теплотой», принимают часть просфоры.
Если в храме не читают благодарственные молитвы, их надо прочесть дома.
Православие признаёт действительность Евхаристии, совершаемой инославным священником (католическим или старообрядческим). По постановлению Синода РПЦ от 16.12. 1969 года, в случае нужды инославные допускаются к причастию в наших храмах.
Напутствие к духовности
Покаяние – это изменение жизни человека в стремлении очиститься от грехов, ежедневное и многодневное духовное возрождение. Оно предшествует исповеди.
Исповедь – признание перед Богом своих грехов в присутствии священника, которому предшествует серьёзный духовный труд. Исповедоваться надо не реже 1 раза в месяц и лучше перед своим духовником. Кроме этого, есть ежедневная исповедь.
Причастие – Евхаристия – должно совершаться также ежемесячно после исповеди в храме по определённому ритуалу. А ещё – Великим четвергом и в день Ангела.